Ремонт велокамеры в полевых условиях: замена или поклейка. Часть 1

Ремонт велокамеры в полевых условиях: замена или поклейка. Часть 1
5 июня 2015

Велосипедные прогулки — прекрасное средство достичь гармонии в путешествии. С одной стороны, велосипедист чувствует себя намного комфортнее пешехода, «влачащего стопы» по дороге. Байкеру знакомо чувство скорости и наслаждения движением. С другой стороны, в сравнении с автотуристом, путешествующим с максимальными удобствами, любитель двух колес не «замурован» в железной оболочке автомобиля, а открыт восприятию красот внешнего мира.


Чудесно ехать или мчаться, любуясь пейзажами или архитектурой. Порой по ходу легкого бега байка случаются проколы, пробои, порезы, а иногда и... взрывы. Все эти слова характеризуют различного рода повреждения камеры вашего велосипеда.


Городской ландшафт просто кишит опасными предметами техногенного происхождения — стекла, гвозди, проволока, обрезки металла. В арсенале природы не меньше факторов, эффективно пронзающих покрышку, а за ней и тонкую оболочку велокамеры — иглы, колючки, камни.


Подготовка


Ремонт велосипеда в полевых условиях
Для того, чтобы результат диверсий естественных и искусственных «проколистов» свести к уровню мелкой неприятности, нужно как следует подготовиться.


Подготовка к проколу начинается со... сборки колеса.

Нужно проверить (при необходимости – спилить, зачистить) заусенцы на спицевых ниппелях, выступающие концы спиц, «закусы» и задиры на краях обода. Короче говоря, ликвидировать те изъяны, о которые камера может протереться и проколоться. Все должно быть гладким на ощупь и обтекаемым на глаз.


При бортировке, покрышку следует провернуть так, чтобы примечательная картинка или надпись на ней (например, логотип производителя) располагалась напротив «соска» (англ. nipple — «сосок») камеры. Сейчас не спрашивайте «зачем?», «покрышка она же круглая» и т. д. и т. п. В том-то и дело, что круглая, а сосок – он как маяк, как точка отсчета в этой бесконечности. Отблагодарите меня потом, когда, лихорадочно вращая покрышку, будете искать место прокола.


Если вдруг прокол


Итак, вы едете и ветер вам в лицо... И вдруг покрышка, которая только что еще смягчала удары, перестала выполнять свои функции. Все может произойти не «вдруг», а постепенно, как бывает при микропроколе – колесо все мягче и мягче, пока не начнет бить так, что не заметить этого невозможно.


Велоаптечка

При малейших подозрениях на прокол или спускание даете себе команду «Стоп». Никаких «Еще чуток – вон до того дерева»! Ехать «на ободах», ими же (ободами) перемалывая/ пережевывая собственные покрышки – не самое мудрое решение.


Остановившись, выясняете, действительно покрышка стала мягче или вам это просто показалось. Методы «исследования» у велосипедиста и у врача схожи – визуальный осмотр, пальпация и инструментальные методы. Сильно спустившее колесо видно «невооруженным глазом». Еще не покидая с седла, можно заметить, что под вашим весом покрышка «распласталась» больше, чем обычно.


Спешившись, нажимаем на подозреваемую покрышку большим пальцем руки, сравнивая свои ощущения сейчас и на старте поездки.


Для инструментальной диагностики необходим манометр как самостоятельный прибор или в составе велонасоса. Если замеры покажут незначительные отклонения от цифр рабочего давления (0,1-0,3 атмосферы), поводов для беспокойства нет. Если же ваше колесо «сдулось» на 0,5 атмосферы, можно заподозрить, что «здесь что-то не так», подкачать до нормы, продолжить движение, периодически (на привалах) производя контрольные замеры.


Выше описанные манипуляции касаются прокола с приставкой «микро». Поврежденное колесо спускает потихонечку. Когда утром следующего дня вы пойдете «проведать» свой велик, то сможете без всяких приборов диагностировать болезнь пустых покрышек.


Серьезная неприятность с колесами проявится резко и вряд ли даст вам возможность безболезненно проехать более 10 метров.

Теперь, когда уж ясно, что «пациент скорее мертв», вы вынуждены приступить к лечению. Звонок по телефону «ВелоSOS» (другу, мужу, маме) в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.


Все зависит от того есть ли у вас с собой резервная велокамера плюс велоинструмент и/или велоаптечка. МультитулКонечно, список того, что должно быть у велосипедиста с собой в ближней и дальней поездке, логично было поместить в разделе «Подготовка». Но мы решили описать ситуацию в виде кейса, одновременно отвечая на вопросы «Что?», «Для чего это нужно?» и «Как это применить?».


Велопутешественник, вдумчиво снаряженный в дорогу, должен с собой иметь:


  1. Запасную камеру (а лучше две. Их малый вес и компактный размер в сложенном состоянии вряд ли будут обременительной ношей);

  2. Лопатки бортировочные, они же бортировки, они же «монтажки» (могут быть заменены чем-то подходящим. Но зачем?);

  3. Мультитул (не только применительно к ремонту камер. Должен быть и точка!);

  4. Велоаптечку (так мы гордо назовем наборчик для поклейки камер);

  5. Насос (лучше – насос + манометр);

  6. Ключ на 15 (крутить гайки крепления колес, при наличии эксцентрика в нем нет необходимости);

  7. Перчатки строительные (самые простые. Для защиты рук от порезов и загрязнений. В процессе демонтажа-монтажа колеса вам придется хвататься за не самые чистые покрышки, цепь в смазке и пр.)

Гамлетовские терзания вопросом «менять камеру или клеить?» – решительно отметаем. Достаточно сравнить две «формулы». Первая: одна запасная камера = один прокол. Вторая один набор «юного поклейщика велокамер» = N проколов, где N – число заплаток в наборе (а их там десятки, хотя, как показывает опыт, раньше, чем заплатки, предательски заканчивается штатный тюбик клея). Другими словами, эта маленькая китайская штучка размером в три спичечных коробка позволит не проколоться целой велоэкспедиции. Принимаем мудрое решение брать в дорогу и первое, и второе.


Операция «Замена»


Начинается со снятия колеса. Если у вас ободные тормоза, предварительно «отстегиваем» вибрейки. В случае гидравлической дисковой тормозной системы – держим наготове проставку, которую желательно вставить между колодками. Берясь за лечение заднего колеса – загоняем цепь на самую маленькую звездочку, с которой ее легче всего снять.

Теперь время переворачивать велосипед «вверх ногами» и откручивать колесо. Эксцентриковый зажим крутим «голыми» (в рукавичках) руками, в случае гаек придется поработать ключами. Когда крепления раскручены, беремся за обод и выводим ось колеса из пазов наконечников перьев, стараясь не отклонять колесо от вертикальной плоскости. Мешающую этому процессу заднюю перекидку отвести в сторону, скинув цепь, освободить колесо.


Ремонт камеры
В системах с гидравликой щель между тормозными колодками, которое занимал ротор, очень рекомендуется тут же заглушить проставкой (можно родной – из комплекта тормозов, либо подходящим по ширине кусочком пластика). Делается это на тот случай, если в отсутствие ротора вы нечаянно нажмете на ручку тормоза, колодки прижмутся друг к другу, а вы обеспечите себе хлопоты по их разведению.


О тактике. При наличии «запаски» можно ее поставить, пробитую камеру забросить в рюкзак и двигаться дальше. Если есть условия для ремонта, я бы советовал тут же произвести «лечение» пострадавшей. Ведь, как знать, где вас подстережет следующий прокол? А условия велопробега могут и ухудшиться (пойдет дождь, на местности не будет подручных материалов, у вас уже не будет сил что-либо делать).


Выбор тактики я оставляю за читателем. Ведь у каждой велопоездки свои цели и задачи. «Матрасный» режим движения – это одно, а гонка за лидером – совсем другое. В последнем случае время вынужденного пит-стопа следует сократить до минимума.


Последовательность действий по диагностике повреждений камеры и покрышки, а также комплекс мероприятий по экспресс-лечению описаны в статье Ремонт камеры в полевых условиях: замена или поклейка. Часть 2

Связные товары