Прокол в походных условиях: замена или поклейка. Часть 2

Прокол в походных условиях: замена или поклейка. Часть 2
16 июня 2015

В первой части (см. Прокол в походных условиях: замена или поклейка. Часть 1) мы прервали свой рассказ на том, что сделали вынужденную остановку и открутили поврежденное колесо.


Предварительный наружный осмотр покрышки. Не исключено, что поражающий элемент (к примеру, гвоздь) продолжает торчать из покрышки, как и его собратья, которые, возможно, в резину вонзились, но до камеры не достали. Удаляем инородные тела, примечаем места прокола камеры.


Разбортировка. Приступаем к процессу извлечения пробитой камеры. Начинаем со стороны противоположной соску. Ухватившись всей пятерней за боковину, оттягиваем ее, как бы выворачивая покрышку из обода (в направлении «от себя», заваливая за плоскость колеса). Задача – вставить в щель между ободом и пяткой шины бортировку №1.

Извлечение пробитой камеры Первые сантиметры отвоеваны, «монтажка» №1 – в зацепе за спицу. Теперь не так уж трудно, орудуя второй лопаткой, расширить щель по часовой стрелке, третьей – против часовой стрелки. Пока не удастся полностью вывести один борт покрышки из обода. Доступ к камере открыт! Вынимаем пострадавшую камеру, проявляя особую осторожность при вытаскивании ниппеля.

Дефектовка. Осмотрим «больную». Дефекты типа «разрыв» и «порез» трудно не заметить. При накачивании камеры из «раны» активно и шумно вырывается воздух. Дефект типа «прокол» – более «тихий», если пробовать искать его на слух.

Ремонт покрышки – прекрасная возможность проверить в деле все органы чувств. Легкий «ветерок» из накачанной камеры одни улавливают щекой, другие – ухом. Ясно, что не каждый обладает музыкальным слухом и тонким осязанием, поэтому арбитром в творческом споре «травит – не травит» будет вода. Иногда достаточно просто смочить поверхность камеры, чтобы «цыкание» выходящего воздуха указало на пробой. Безошибочный результат дает полное погружение фрагмента камеры в воду. Разыскиваем естественный резервуар (лужу), либо используем созданный руками человека сосуд (обрезанная пластиковая бутылка, поделка типа «чаша из фольги» и пр.). Воду жертвуем из питьевого запаса.


Эврика! (Нашел!). Обнаружив место побега (воздуха) по свисающей веревке (простите, по цепочке пузырьков), отмечаем его шариковой ручкой...

Дефектовка Как? Я не сказал про ручку? А как вы собирались вести путевые заметки? Да... Можно лишь сказать, что планшет и смартфон почти бесполезны при полевом ремонте камеры. Разве что зайти на сайт velootdyh.ru и открыть эту заметку.

Но вместо того, чтобы бросаться ловить вай-фай, отыщите что-то, чем успешно делали записи еще древние люди – камушек, щепку. Выявленную утечку лучше обозначить прицельными метками так, чтобы точка прокола оказалась в центре окружности диаметром 2,5—3 см (диаметр латки). Место наложения латки в обязательном порядке зачищается кусочком наждачной бумаги, а прием с разнесенными метками позволит нам сохранить ориентиры.


Набор юного поклейщика камер. Он же ремонтный набор или ремкомплект. Производителей этого китайского чуда – превеликое множество и концентрировать ваше внимание на чем-то конкретно не имеет смысла. На коробочке, которая мне попалась под руку, надпись на русском языке: «Набор вулканизированных резиновых заплаток». И, что удивительно, ни единого слова на китайском. На другой версии того же производителя, наоборот, ни слова по-русски. Зато неизвестный художник изобразил ужасающе-рваные дыры, которые можно ликвидировать, применяя сей замечательный продукт.

Состав ремнабора: два десятка прямоугольных (3 на 5 см) или круглых (Д = 3 см) заплаток, небольшой тюбик клея. Частности в таких наборах могут свои: куда-то больше ничего не вкладывают, где-то обнаруживается полосочка крупной «шкурки», в изделиях старого образца присутствовала вечная жестяная «терка» (более точно – затирка). Общее для «юных поклейщиков» – отсутствие инструкции хоть на каком языке.


Набор заплаток

Я не зря использовал слово «юный», прозрачно намекая, что процесс поклейки настолько прост, что с ним справится даже ребенок.


Инструкция. Готовим место под будущую заплатку – зачищаем наждачной бумагой или «чухалкой» из набора. Сухая шершавая поверхность – хорошая поверхность для схватывания клея (если покрышка перед этим фрагментарно «купалась», обратите на это внимание).

Далее поверхность хорошо бы обезжирить, но не возить же с собой бутылку бензина в поля, сойдет и так. Растворители, содержащие ацетон, применять нельзя.


Выдавливаем из тюбика немного клея, он же катализатор реакции холодной вулканизации. Площадь размазывания клея равна площади заплатки плюс еще чуть-чуть (0,5 см к диаметру) на промах. Клей удобно распределить, пользуясь каким-то вспомогательным предметом – палочкой, щепкой, зубочистской. С этого момента забываем о клеевом слое почти на целых 10 минут. Как бы вам не хотелось немедленно лепить заплатку, потому что «клей совсем высох» – спокойно, все идет по плану, преждевременно прижатая заплатка схватывается хуже.


Не просто ждем, а изучаем заплатки из набора. С одной стороны заплатка черна как ночь, имеет выступающий цветной (красный) ободок и покрыта прозрачным шуршащим «целлофаном», с другой стороны накатана тонкая фольга. Со стороны фольги и расположен слой сырой резины, который будет вступать в реакцию с клеем.

Заплатка Отрываем одну заплатку от листа. Аккуратно поддеваем край фольги, который имеет обыкновение вцепиться в край резины мертвой хваткой. Так мы освободили «язычок», потянув за который (но через минут десять!), единым движением сорвем фольгу. Удалять фольгу заранее, а уж тем более «лапать» заплатку хоть грязными, хоть чистыми руками, крайне не рекомендуется.

И вот минуты истекли. Участок склейки размещаем на гладкой твердой поверхности (выпуклая труба рамы – самое то). Срываем фольгу, попадаем заплаткой в место, намазанное клеем, уверенными движениями от центра к краям заплатки разглаживаем ее. Прижимаем как можно крепче. Достаточно кратковременного, но точного и сильного прижима.

Камера надежно заклеена!


Осмотр покрышки. Оставим дело рук своих на некоторое время в покое и займемся покрышкой. Бегло мы уже осмотрели ее снаружи.

Начнем с места прокола. Вот тут мы и скажем себе «спасибо» за предусмотрительность. Так как изначально покрышка стояла в положении «картинка напротив ниппеля», то вычислить место над проколом не представляет труда. Если бы положение покрышки было произвольным, то нам пришлось бы детально досмотреть все 207 см окружности 26-дюймового колеса.


Оп-па! А вот и виновник нашей остановки – кусок стальной проволоки, вонзившийся в протектор. Срочно дописываю в список необходимых в походе «хирургических» инструментов маленькие пассатижи (с прямыми, а лучше – с изогнутыми губками) – для извлечения посторонних предметов.

После того как санирован наиболее вероятный участок, нужно сантиметр за сантиметром прощупать всю внутреннюю поверхность покрышки. Причина – во-первых, источник прокола может быть не один, во-вторых, опасность может таиться в самой покрышке (например, прорвавшаяся наружу нить корда).


Если с покрышкой все ОК, приступаем к сборке колеса. Помним о правильной ориентации покрышки: направление вращения обозначено стрелочкой на ее борту. Если указатель обнаружить не удалось, ориентируемся по «елочке» узора протектора (раствором вперед).


Сборка. Первым движением вставляем ниппель в отверстие обода. Заправляем камеру внутрь покрышки, следя за тем, чтобы она не скручивалась. Равномерно слева-справа заправляем борта покрышки в обод. На последнем участке, возможно, понадобится монтажная лопатка.

Когда покрышка стала на свое место, рекомендую начать постепенно подкачивать камеру. Между подкачиваниями шевелить покрышку для того, чтобы она расправилась, избежать перекосов. Ориентир-сосок должен торчать из обода строго перпендикулярно. Важно контролировать, чтобы камеру не зажало между ободом и покрышкой. Особенно это критично, когда ставится абсолютно новая камера, пребывавшая до этого в сложенном состоянии.


Подкачанное (но не до конца) колесо устанавливаем на велосипед. На байке с дисковыми тормозами не стоит проявлять поспешность, заводя ротор между колодками (не забываем вынуть проставку). Закрепляем колесо в вилке.

Перевернув велик вниз колесами, застегиваем ободной тормоз. Осталось лишь довести давление в шинах до рабочего и...

В добрый путь! В рюкзаке у вас восстановленная камера, а в душе – гордость за себя, вышедшего победителем из неприятной ситуации.

Связные товары